Защита джунглей, гор, лесов и рек Латинской Америки еще никогда не была такой опасной.
Настолько опасной, что 6 из 10 стран, наиболее враждебно настроенных по отношению к активистам и общинам, которые защищают окружающую среду и свои исконные земли, находятся именно здесь. Их названия появились в позорном списке, ставшем частью отчета Мишеля Форста, который бывший спецдокладчик ООН представил в этой организации в 2016.
Именно поэтому команда из 45 журналистов, фотографов, видеооператоров и программистов из 12 стран (Аргентина, Боливия, Бразилия, Колумбия, Чили, Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Панама, Перу и Венесуэла) собралась вместе и с 2018 года расследует эпизоды насилия против экологических активистов и их сообществ.
Результатом этого исследовательского проекта, над которым мы работали в течение двух лет, стала база данных с 2460 задокументировнными случаями преследований за последние двенадцать лет (2009-2020 гг.). Туда также входят 34 подробных отчета, которые можно найти в верхней панели навигации.
График 1: Карта случаев насилия по всему региону
Нападения на правозащитников в Латинской Америке
Мы не претендуем на то, что составили полную картину преследований, произошедших в этот период, поскольку данные все равно получаются сильно занижеными. Но она дает ключ к пониманию того, насколько серьезна ситуация, поскольку наша база данных построена на более чем 100 источниках, включая официальные органы, общественные организации, архивы прессы и отчеты с мест.
Что мы нашли?
В процессе расследования мы обнаружили 2209 актов преследования против мужчин и женщин и 252 акта насилия, направленных против сообществ или организаций, которые защищают окружающую среду и свою исконную территорию.
График 2: Количество случаев по странам
Насилие против экологических активистов по странам
В 79% случаев нападали на мужчин, возможно, потому что в сообществах они традиционно занимали лидирующие позиции. Тем не менее, мы также обнаружили 457 случаев нападений на женщин, в том числе те, о которых вы можете прочитать в материалах о лидере мапуче Франсиске Линконао, Пемоне Лизе Энрито Перси в Венесуэле, о сионе Марте Лилиане Пьягуахэ (Колумбия) или Патрисии Гуалинге из группы народностей кечуа (Эквадор).
Убийства, нападения, судебные преследования и принудительное выдворение – вот высокая цена, которую они заплатили, отстаивая своё право на здоровую окружающую среду и защищая стратегические экосистемы – джунгли, горы, леса, озера, реки и болота в их среде обитания.
График 3: Карта по типам преследований
Этнические меньшинства пострадали больше всех
Объектом вызывающих тревогу 48,8% эпизодов насилия (1202 записи) стали этнические меньшинства, что свидетельствует о том, что территории коренных народов и лиц африканского происхождения особенно уязвимы, когда они становятся объектом преступных интересов.
Данные свидетельствуют о 947 нападениях на представителей 160 различных коренных этнических групп. Больше всего нападений было совершено на индейцев ленка в Гондурасе (69), народность, к которой принадлежала застреленная активистка Берта Касерес, затем гуарани-кайова (54) и мундуруку (39), обе народности из Бразилии.
График 4: Атаки на этнические группы
Этнические группы под ударом
19 наших докладов документируют нападения и нанесение ущерба общинам коренных народов, которые стремятся защитить свои исконные земли — мапуче в Чили, ленка в Гондурасе, колья и атакама в Аргентине, пемоны в Венесуэле, шуар и кечуа в Эквадоре, пиратапуйо , тукано, пихао, сиона, зену, наса и нутабэ в Колумбии, гуарани-кайува, мандуруку, карипуна и ура-эу-вау-вау в Бразилии, рарамури и одами в Мексике, тринидадские мохеньо, торева и тикуна в Перу.
База данных также показывает 150 случаев насилия в отношении лиц африканского происхождения и 105 нападений на гарифуна, другого этнического афроменьшинства в Гондурасе. В трех исследованиях задокументированы нападения, которым подверглись афроколумбийские общины в Тихоокеанском регионе Колумбии и на северо-востоке Бразилии.
Хотя во многих случаях экологические лидеры пытаются защитить более одного природного ресурса, в этом исследовании мы ввели критерий главного защищаемого ресурса.
График 5: Вид защищаемого ресурса
Что они защищают и от чего защищаются?
Точно так же во многих случаях лидеры и сообщества защищаются от сразу нескольких разных агрессоров. В нашем исследовании мы приняли во внимание только основной вид опасности, который грозит сообществам по мнению его членов или силы, которые имеют прямой интерес в районе, где произошли нападения, поэтому сюда попали и агробизнес, и добыча нефти и полезных ископаемых, гидроэлектростанции и автомагистрали, а также незаконный оборот наркотиков и лесоматериалов.
График 6: Причины особого интереса к экосистемам (случаев в год)
С каким видом производства или группой интересов боролись атакованные активисты (цифры за год)?
Ниже приведены типы насилия в отношении активистов, которые мы сопоставили с базой данных, помня при этом, что в нескольких случаях лидеры или сообщества, которые защищают окружающую среду, подверглись более чем одному акту насилия, поэтому данные приводятся по одному основному направлению или учитывая первый случай нападения.
График 7: Рост агрессии из-за коммерческой заинтересованности в ресурсах
Какого рода нападение было совершено на активистов и против чего они выступали? ( данные за год)
Хотя сценарии насилия меняются в зависимости от страны и периода времени, в данных видны некоторые возможные корреляции: например, высокое количество убийств связано с незаконным оборотом наркотиков, угрозы расправы часто получают активисты, борющиеся с вырубкой лесов, судебное преследование грозит тем, кто сопротивляется новым инфраструктурным проектам. В других районах, где есть агропромышленные компании или предприятия горнодобывающей промышленности, имели место все виды насилия.
Мы доказали, что значительный процент актов агрессии произошел в обширных регионах джунглей, том самом, который таит в себе природные богатства, превратившие Латинскую Америку в самый биологически разнообразный регион в мире.
График 8: Карта коммерческих интересов
Коммерческие интересы по секторам и акты агрессии против активистов
Амазонка, центр атак на активистов
Значительное количество нападений на активистов-экологов, сообщества и государственных должностных лиц сосредоточено в Амазонии, где расположен крупнейший в мире массив тропических лесов, сохранение которого является одним из важнейших вкладов региона в смягчение глобального климатического кризиса.
График 9: Случаи в Амазонке
Здесь вы можете увидеть количество и тип актов агрессии
Половина наших докладов посвящена случаям насилия, имевшим место в бассейне Амазонки, который расположен на территории шести разных стран. Эти 17 отчетов показывают, что десятки территорий коренных народов, исконных общин и национальных парков по всему бассейну Амазонки, став объектом криминальных интересов, постоянно подвергались нападениям, и что в этих странах по этим делам наблюдается полное отсутствие судебного преследования виновных.
В этом регионе мы обнаружили и задокументировали бесчинства самого разного рода: основание незаконных поселений на территории общинных земель, нападения военных на лидеров коренных народов, безнаказанные загрязнения источников воды со стороны нефтяных компаний, торговцев наркотиками, которые заставляют общины выращивать коку, смотрителей парков, убитых за выполнение своей работы по сохранения всеобщего природного наследия и браконьеров, которые преследуют защитников лесов, мешающих им вырубать ценные породы деревьев.
Долг судебной системы
Самой сложной задачей для нас было понять текущее состояние дел в судах, поскольку нет доступа к информации. Мы обнаружили только данные о судебных решениях (обвинительные или оправдательные приговоры) по 296 делам – или 12% от общего числа, – так что система правосудия в огромном долгу перед защитниками окружающей среды. Недавно принятое Эскасусское соглашение направлено на исправление этой ситуации.
Во многих из этих случаев приговоры касаются только исполнителей, а не тех, кто продумывает стратегию преследований, как это произошло с приговорами в Мексике и Гондурасе убийцам лауреатов экологической премии Голдмана Исидро Бальденегро и Берты Касерес.
График 10: Статус расследований
Статус расследований
Во всяком случае, более чем в тысяче дел – в 46% от общего количества – мы не нашли информации о статусе расследований. Особую тревогу вызывает тот факт, что, по крайней мере, в 1366 случаях (или в 55% от общего числа) жертвы или их общины подавали жалобы властям, как в государственные, так и в международные инстанции. Это особенно заметно в случаях судебного преследования, угроз и убийств.
График 11: Случаи оповещения властей об актах насилия
Случаи оповещения властей об актах насилия
Мы обнаружили, что даже попадание дела в Комиссию или Межамериканский суд по правам человека, в два органа, отвечающих за обеспечение прав человека в Латинской Америке, не гарантирует принятие мер защиты.
Трагедия ситуации состоит в том, что, несмотря на распространенную мудрость «предупрежден – значит вооружен», насилие в отношении активистов и общин продолжилось или даже усилилось. В пяти странах – Бразилии, Колумбии, Гондурасе, Мексике и Венесуэле, – государство ничего не сделало, чтобы помочь своим гражданам несмотря на то, что у власти есть возможность принять защитные меры и госорганизации были предупреждены о возможных последствиях для них на международном уровне в случае бездействия.
График 12: Оповещения властей об убийствах и физической расправе
Оповещения властей об убийствах и физической расправе
Эта ситуация особенно остро стоит в Гондурасе, Мексике и Бразилии, где есть информация, свидетельствующая о том, что во многих случаях убийств и физических нападений поступали предупреждения о том, что такое может произойти.
Хотя наши исследования носят не научный, а журналистский характер, мы наблюдаем рост числа случаев в период с 2017 по 2018 год (который, по нашему мнению, распространяется и на 2019 год, данные по которому мы собрали ещё не по всем странам). В целом данные за последний год – в данном случае 2020 – тоже фрагментарны, потому что на момент закрытия нашей базы многие из источников, с которыми мы консультировались, не завершили свои расследования.
График 13: Насилие за год
Тип насилия по годам
Хотя у нас до сих пор нет картины на год пандемии, убийства десятков лидеров показали, что даже критическая ситуация с общественным здравоохранением и экономический кризис не отсановили насилие.
А ведь активисты защищают не только землю, которая дает им жизнь, но также и горы, которые обеспечивают нас водой, и леса, которые приносят чистый воздух в наши города. Им угрожают и их убивают в откровенно ужасающих количествах. И каждый из них – не просто цифра в статистике, это история жизни, посвященной борьбе и сопротивлению.
Для просмотра интерактивных изображений см. Оригинальные статьи CLIP на английском и испанском языках.