18 ассоциаций, представляющих 40 000 СМИ, призывают защищать профессиональную журналистику от технологических гигантов.
Автор: Гильермо Ротшух Вильянуэва
Никогда не поздно требовать то, что принадлежит по праву. Технологические гиганты не могут продолжать делать вид, что они тут ни при чем, когда сами во всю пользуются контентом, создаваемым журналистскими компаниями. Вот уже более десяти лет растут иски, связанные с этими нарушениями, ведь нет никаких причин дарить кому бы то ни было материалы, которые являются твоей собственностью. Однако иски были тем самым горохом об стену – никакой реакции. В некоторых случаях настойчивость и обращения в суд делали свое дело, и отдельных цифровых мастодонтов обязали платить за использование – без разрешения авторов – той или иной новости. Однако этому предшествовала тяжелая и непрерывная борьба, поскольку цифровые гиганты продолжают говорить, что, распространяя информацию, полученную от журналистских компаний, они оказывают им большую услугу. Нелепый и абсурдный аргумент.
А вот магнат Руперт Мёрдок не сдался, и с редким упорством требовал у Google и Facebook компенсацию, пока не выиграл суд. До этого он добился выплат от Apple и Facebook, которые стали продавать Apple News и Facebook News. А иначе эти цифровые консорциумы не заплатили бы и копейки. Следствием этих разбирательств стало то, что Google был готов подписать аналогичные соглашения с крупными издателями в Великобритании, Германии, Бразилии и Аргентине. Недавно возникла новая инициатива по достижению «справедливого и разумного» вознаграждения СМИ, к которой присоединились 18 международных и национальных ассоциаций, объединяющих 40 тысяч СМИ. Впечатляющая цифра.
СМИ Канады, США, Мексики, Гондураса, Ямайки, Доминиканской Республики, Колумбии, Эквадора, Перу, Бразилии, Боливии, Чили и Аргентины составили иск, в котором они указали на то, что они устали ждать конструктивной реакции и взаимопонимания от цифровых компаний. В начале года ассоциация издателей News Media Alliance, объединяющая 2000 газет из США и Канады, была полна решимости представить в Конгресс США законопроект, чтобы начать коллективные переговоры с Google и Facebook. Тот факт, что сейчас 40 000 средств массовой информации уже требуют выплат в соответствии с их вкладом в информационный поток, придает этим действиям большую весомость и припирает к стенке тех, кто наживается на журналистском труде.
Ветер перемен несет добрую весть всем странам мира: Австралия задала тон и стала первой страной, которая потребовала плату за распространение контента, ссылаясь на существующие законы. Столкнувшись с отказом и отсутствием результатов, австралийские законодатели решили, что цифровые компании не могут проводить арбитраж как им вздумается. В США конгрессмены и сенаторы обычно стараются держать на коротком поводке тех, кто командует медийными компаниями. Они поняли, что дело не только в долларах и центах. Растущая мощь технологических компаний ставит в невыгодное положение не только политический класс, но и органы государственной власти. Вот наглядный пример: преследуя исключительно свои интересы, они решили удалить бывшего президента Дональда Трампа из сетей, продемонстрировав свою суть эдаких работников ножа и топора.
Решение, принятое владельцами сетей, затронуло чрезвычайно деликатный вопрос о том, что благополучное существование свободы слова попало по удар. С другой стороны, ученые, озабоченные упорством цифровых консорциумов, открывают подоплеку такого противостояния. Так, профессор философии и этики информации, директор лаборатории цифровой этики Оксфордского университета Лучано Флориди обнажил неприглядность деятельности владельцев сетей: «… суверенитет этого пространства не может зависеть от частных компаний, бизнес-стратегий, саморегулирования и рыночных сил». Вывод неизбежен: использование виртуального пространства должно регулироваться «демократическими, публичными и прозрачными процедурами, равно доступными для всех и базирующимися в юридическом смысле на правах человека, во избежание произвола, злоупотреблений и дискриминации».
Декларация, получившая название «Мы, СМИ со всей Америки, призываем защищать ценность профессиональной журналистики в цифровой экосистеме», выходит за рамки борьбы за справедливую оплату, которую журналисты не дополучают при пиратском распространении взятыми из их СМИ материалов. Трагично и даже аморально, что те, кто получает 80% от доходов, полученных за журналистскую работу, неохотно платят за новости, которыми пользуются во всю. Они делают вид, что не понимают, что происходит, а тем временем право на интеллектуальную собственность безнаказанно нарушается. Просьба «прекратить злоупотребления на рынке цифровой журналистики» должна быть не только услышана, но также принята во внимание и подкреплена законом. Крупные технологические компании разбогатели на новостях, абсолютно ничего не платя. Позорный факт.
Пользователь открывает приложение Facebook на мобильном телефоне. Фото: EFE
Важность журналистики в цифровую эпоху возросла, поскольку чушь, распространяемая технологическими компаниями, охватывает миллионы, а фальшивые новости могут быть разоблачены только журналистами и организациями, специализирующимися на работе с информацией, они потому и называются новостными СМИ. Преднамеренная задержка реакции со стороны Facebook и Google вынудила правительства европейских стран наложить на них миллионные штрафы, но даже при всем при этом они сохраняют свою позицию. С 2016 года делаются упорные попытки повлиять на их подход, но всё безуспешно. Цукерберг блеснул своей забывчивостью перед Конгрессом США, и очевидно, что это было сделано вполне осознано. Они хотят продолжать действовать как им заблагорассудиться, а мы знаем, что сила без контроля становится неконтролируемой, как это и происходило до сих пор.
В заявлении от 21 сентября (2021 г.) лидеры СМИ со всей Америки затрагивают фундаментальные аспекты: помимо оплаты контента в ситуации антиконкурентной практики цифровых компаний, они просят уделять «особое внимание проблеме алгоритмов, непрозрачность и сомнительный характер которых влияют на производство и распространение контента». Технические гиганты никогда не прислушаются к этому призыву, поскольку исследователи и ученые исчерпывающе доказали, что алгоритмы работают в их бизнес-интересах. То, как работают алгоритмы на YouTube, вызвало всемирный скандал: доказано, что они способствуют распространения насилия и влияют на психическое здоровье подростков. Надо четко понимать, что саморегулирование не работает. Это было бы идеально, но это не так.
Главы компаний и журналисты должны проводить кампании, направленные на то, чтобы читатели, слушатели и зрители знали: все, что публикуется на цифровых платформах, взято из средств массовой информации, и что эта практика предосудительна, незаконна и злонамерена. Необходимо открытое осуждение со стороны читателей и аудитории, чтобы положить конец неправомерному использованию информации. Давление также должно исходить от академических кругов, школ и факультетов журналистики, от пользователей социальных сетей. Переход к цифровым технологиям не может служить оправданием для использования журналистских материалов, чье написание связано с тратами сил и денег, а порой и с рисками. Чтобы такая поддержка была эффективной, придется показать, что СМИ серьезно страдают в сложившейся ситуации.
Журналистика меняется, а не исчезает, как говорят склонные к эсхатологическим настроениям скептики, предрекающие конец времен. Изменения в концепции новостей прекрасно осознаются всеми, чье призвание информировать читателей. Использование сетей стало неизбежным шагом ради выживания журналистики. Когда появилось книгопечатание, точно так же пришлось приспосабливаться к новым обстоятельствам поиска и формата подачи информации, как и в момент появления телеграфа и телефона. И сегодня, без всякого сомнения, мы переживаем то же самое.
Чтобы требования 40 тысяч СМИ привели к успешной развязке, им необходимо сделать следующий шаг. До тех пор, пока оплата, на которую они имеют право, не установлена законом, им будет трудно достичь своих целей. Если в странах происхождения больших технологических компаний не удалось добиться соблюдения ими fair play, маловероятно, что это произойдет в таких странах, как наши, валовой внутренний продукт которых смехотворен по сравнению с их гигантскими доходами. Это не только вопрос доброй воли или оценки инициатив, предпринятых Google и Facebook. Выплаты, которые они производят, буквально добыты в борьбе, и они не были добровольной уступкой. Отныне они могут готовиться к предстоящей долгой битве.
Журналистика стала еще более необходимой и востребованной, чем когда-либо, она занимается проблемами, которые бросают вызов нашему обществу (наркобизнес, организованная преступность, торговля людьми, наркотики и т.д.). В эпоху цифровых технологий особенно остро нужны журналистские расследования. В ситуации, когда власть предержащие темнят и увиливают от ответов, журналисты проливают свет на все то, что хотят скрыть от глаз общественности. В обществах, где отсутствует подотчетность властей, журналистика принялась осуществлять надзор за государственным управлением. Желание технологических гигантов подстраиваться под вкусы публики не увенчались успехом. Этический дух стал краеугольным камнем, гарантирующим существование журналистики. В сетях другие правила, там маскировка является нормой.
Как отмечает Флориди, «ценность инфосферы заключается не в ее физической или компьютерной инфраструктуре, которая обычно находится в частной собственности, а в контенте, том, что предоставляется и распространяется сообществом пользователей, к которому они принадлежат». Не следует путать содержимое с артефактами, которые являются его носителями.
Все сказанное ставит перед нами вопрос: как регулировать сети, не подрывая свободу выражения мнений? Ни один институт не может быть поставлен выше общества, и никто не может быть выше закона. Неизбирательное использование контента технологическими компаниями заставляет нас задаться вопросом: что или кто им разрешает это делать? Не нарушают ли они право интеллектуальной собственности, гарантированное международным правом? Надеюсь, СМИ, которые вовлечены в эту борьбу за права, не примут те крохи, которыми от них захотят откупиться. Это было бы полным провалом.
Первоисточник: https://www.confidencial.com.ni/opinion/google-y-facebook-deben-pagar-contenidos-periodisticos/