Журналисты всё чаще оказываются под пристальным вниманием со стороны своих правительств и под прицелом силовиков, особенно в странах с недемократическими режимами. Обыски в редакциях различных независимых изданий или у журналистов — явление в современных реалиях тоже нередкое. О том, как подготовиться и как действовать, если в редакцию приходит полиция, рассказал адвокат, эксперт в области защиты прав журналистов Олег Елисеев.
— Сегодня журналисты находятся в самой гуще событий, в частности журналисты-расследователи, на мой взгляд, и именно они под особым прицелом. Когда мы говорим про обыск в редакции, то надо понимать, что могут изъять не только какую-то документацию, но и всю технику — компьютеры, телефоны, планшеты, а вместе с ними средства интеллектуального труда — незаконченные материалы, фотографии и всё, с чем работают журналисты. Сейчас 21 век и ручкой на бумаге статью особо не напишешь и не разместишь. Обыск в редакции или обыск у отдельного журналиста дома может повлечь за собой выпадение из активных событий на какое-то время, особенно если утрачиваются источники какой-либо информации.
Подготовиться к обыску стоит в тот момент, когда вы понимаете, что такая ситуация возможна. Для начала стоит договориться с адвокатом, который сможет к вам приехать при необходимости. Это может сделать как редакция, так и лично журналист. Надо понимать, что обыски и их цели могут быть разными, а следовательно и вариантов их проведения множество.
— Могут прийти все перевернуть и вывернуть, устроить погром и забрать информационные носители. Зависит от того, что именно ищут. Я советую все же хранить всю информацию в облачных сервисах, чтобы хотя бы минимизировать возможность потери данных. Сервисов сейчас для этого предостаточно. О том, как защитить технику от взлома, про двухфакторную аутентификацию и надежные пароли лучше говорить уже со специалистом по кибербезопасности. Кроме этого, я всегда советую хранить где-то в надежном месте запасной ноутбук, планшет или хотя бы телефон, чтобы не остаться без связи в случае, если все изымут. Но тут тоже стоит понимать, что если вы отдаете друзьям на хранение технику, то должны быть уверены, что к ним силовики точно не придут. Редакция может арендовать или закупить отдельные серверы для хранения данных, которые будут находиться совершенно в другом месте или даже другой стране, если есть возможность.
Обыск в редакции — это обычно более масштабное действие. На некоторое время парализуется работа не одного конкретного человека, а всего коллектива. К тому же увеличивается объем изъятых материалов — это и рабочая документация, и могут быть тиражи печатных изданий, видеокамеры, дроны, незаконченные материалы и прочее. В данном случае также необходимо заранее позаботиться о договоре с адвокатом. Если редактор или находящиеся в офисе журналисты понимают, что сейчас что-то может произойти, например, выключается свет и раздается стук в дверь с требованием открыть, то стоит сразу звонить адвокату, выключить всю технику. Дверь открывать сразу не стоит всё же, чтобы у адвоката хоть сколько-то было времени в запасе. Но если понимаете, что уже начали выламывать, то лучше открыть самим.
— Как я уже говорил, цели обысков могут быть разными. В том числе могут искать данные об источнике, который предоставил журналистам информацию. Ну и тут совет довольно очевидный — не надо записывать данные источника на стене у входа, распечатывать или хранить на рабочем столе. Опять же облачные хранилища с защищенным доступом. Во многих странах раскрывать источники информации журналисты могут только по судебному решению, хотя, безусловно, эти сведения могут представлять интерес для органов следствия.
В идеале, когда приходят в редакцию или к журналисту домой с обыском, то правоохранители должны представиться показать свои документы, зачитать права и обязанности предъявить необходимые бумаги, на основании которых будет проходить процесс, в том числе судебное постановление, или постановление следователя или прокурора в зависимости от местного законодательства и чрезвычайности случая. Надо понимать, что в каждой стране свои порядки и все детали возможного обыска необходимо предварительно проговаривать со своим адвокатом. Но есть и довольно схожие моменты.
— Я бы посоветовал ознакомиться с документами, на основании которых, пришли правоохранители, переписать его, сравнить фамилии исполнителей указанные там с теми, кто пришел, а также проверить адрес, чтобы никто ничего не перепутал, а кроме того обратить внимание срок исполнения этого постановления. Только после этого может начинаться обыск. Постарайтесь, если есть возможность фиксировать хотя бы ручкой на бумаге всё, что изымают, притом максимально детально. Важно помнить, что в целом, помогать следователям вы не обязаны, поэтому когда у вас спрашивают где находится какой-то документ или оборудование, можете не отвечать. Не обязаны вы и называть пароли от компьютеров или любых гаджетов.
Во время проведения обыска и полиция и понятые должны находиться в одном месте и не должны разбредаться по разным комнатам и кабинетам. Обыск не может проходить одновременно везде, все должно быть последовательно, поочередно в каждой комнате и только в присутствии самих журналистов. После составления протокола повторно повторно обыскивать помещение полиция не может.
Обыск — это всегда стресс. Но его можно минимизировать обсудив с коллегами и адвокатом все детали и прописав алгоритм действий. Но если уже избежать обыска не удалось, то стоит постараться сохранять спокойствие и вести себя сдержанно и достойно.