Полезный пост от наших коллег из Пражской Медиашколы о том, что такое Alt Tech и Big Tech и как происходит их борьба за аудиторию.

Абонент не абонент

Вы наверняка помните новость о том, как после захвата Капитолия 6 января в крупнейших социальных сетях были заблокированы аккаунты Дональда Трампа? В кампании по блокировке  45-го президента США, а также в массовой блокировке его сторонников приняли участие Twitter, Facebook, Instagram, Reddit, Discord, TikTok, Twitch, Snapchat, YouTube. 

Внезапно и ранее не обделенная вниманием общественная дискуссия о том, можно ли/нужно ли считать действия соцсетей актом цензуры и как это соотносится с правом на свободу слова, потеснила даже сводки с полей эпидемиологического фронта. Многие общественные деятели вне зависимости от их местоположения на политическом спектре заговорили об очевидной проблеме — миллиарды пользователей ежедневно сталкиваются с  ситуацией, в которой небольшая группа руководителей Big Tech корпораций может закрыть доступ пользователю к личным каналам коммуникации. Кому угодно и когда угодно.

В Википедии понятие “Alt-tech” описывается следующим образом:  группа веб-сайтов, платформ социальных сетей, поставщиков сервисов, которые стали популярными среди правых, ультраправых и других сообществ, придерживающихся радикальных взглядов и разделяющих идеи так называемого “края бахромы” (fringe theory). Это звучит так, будто alt-tech проектами занимаются и интересуются преимущественно люди правых и ультраправых взглядов, но это верно лишь отчасти: оказалось, что множество людей, обеспокоенных ограничениями в свободе слова, ищут и создают альтернативные коммуникационные площадки и софт (взять хотя бы чаты в Telegram).

Существуют уже десятки компаний, которые обещают предоставить убежище от цензуры всем, кто в этом нуждается. На данный момент самыми популярными в Америке являются Parler и Gab, заявленные как альтернатива Twitter, а из русскоязычного  Facebook например, на наших глазах начался исход пользователей  в Alt-right сеть  “Minds”, которая позиционируется как сеть, свободная от цензуры владельцев платформы — политика сети в отношении контента регулируется жюри сообщества. Еще весной в Minds пришли политически активные пользователи тайского Твиттера — 250 000 (почти 10% активной аудитории платформы в стране). 

No comments

На противоположном полюсе находится Big Tech — 5 крупнейших компаний США, занимающихся информационными технологиями, а именно Amazon, Apple, Google, Facebook и Microsoft, которые неоднократно подвергались критике за монополизацию рынка, нарушения конфиденциальности пользователей и политическую ангажированность, а теперь их обвиняют ещё и в деплатформинге и нарушении права на свободу слова. Google Play в последний месяц даже не стали делать вид, что “собака лает, караван идет” и заблокировали расширенную версию Minds. Без скачивания дистрибутива со стороннего сервиса смотреть на него можно, а комментировать пост нельзя.

Важно понимать, что в данном случае речь не идет о борьбе добра со злом, как бы представители обоих полюсов не пытались представить ситуацию именно таким образом. Рост ультраправых движений с одной стороны и необходимость законодательства в отношении частных компаний в вопросах свободы слова — это две разные проблемы, которые предстоит решать в новом десятилетии.

Оригинальный пост был опубликован на странице Пражской Медиашколы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *