Как и многие другие инициативы в журналистике, группа независимых журналистов Colectivo Concolón возникла в ходе дружеского разговора за кружкой пива. Результатом той встречи стало не создание новостной организации, а проведение серии семинаров, с целью научить их участников рассказывать истории. За этим последовало появление онлайн-платформы и публикация специальных репортажей, а также награды. Это — история о том, как группа журналистов решила создать СМИ, идя своим собственным путем.
Соль Лаурия, журналистка и соучредитель организации Colectivo Concolón, рассказывает о том, как наблюдая за успешным воплощением в жизнь других инициатив независимой журналистики в Латинской Америке, таких как Ojo Público (Перу), La Silla Vacía (Колумбия), El Faro (Сальвадор), в числе других, она и ее коллеги решили создать условия для развития проекта, нашедшего свое воплощение в нынешнем издании Revista Concolón, созданном в 2016 г. с целью публикации нерассказанных историй Панамы, уделяя особое внимание правам человека.
Сначала это был просто коллектив людей, горизонтальная динамичная группа, собиравшаяся рассказывать истории, о которых ничего не было известно в нашей стране. Отчасти потому, что эти истории не входили в повестку дня СМИ или потому, что им не уделялось должного внимания. И поскольку, чтобы рассказывать эти истории, нужно знать, как это делать, мы начали проводить семинары с преподавателями из других стран», — объясняет Лаурия.
При поддержке Фонда Габриэля Гарсиа Маркеса для новой иберо-американской журналистики (FNPI) в семинарах, организованных группой Colectivo Concolón, на протяжении первых двух лет принимали участие колумбийский журналист Альберто Сальседо Рамос, американский биограф и журналист-расследователь Джон Ли Андерсон, и чилиец Кристиан Аларкон, директор журнала Anfibia (Аргентина).
Лаурия объясняет, что в тот начальный период работа велась «за закрытыми дверями», на местном уровне, по-панамски. Эта инициатива оказалась настолько успешной, что около 500 журналистов посетили эти семинары и дискуссионные мероприятия. «Было заметно, что существовала необходимость обсудить вопросы, остававшиеся без рассмотрения. На семинарах не было свободных мест», — вспоминает она.
Первый «специальный выпуск»
В 2018 году наша группа журналистов сделала первый шаг в цифровой мир, путем создания и запуска цифрового журнала Revista Concolón и публикации специального выпуска под названием Duelo («Скорбь»), посвященного вторжению Соединенных Штатов в Панаму (декабрь 1989 г. — январь 1990 г.), в котором журналисты дистанцировались от официально принятой версии: Вторжение стало освобождением от диктатуры генерала Мануэля Норьеги. Благодаря вторжению пришел конец диктатуре.
«Во время вторжения погибло большое количество людей. Панама нуждалась в принятии мер с целью сохранения исторической памяти, восстановления правды и справедливости. Нигде не рассказывалось со всеми подробностями о людях, чья жизнь трагически оборвалась, и о судьбах их семей (…) Мы отдалились от дихотомии, установившейся в отношении вторжения (было ли это освобождением или нападением?), и сказали: нам не следует выбирать, на чью сторону встать, потому что обе они могут быть плохими», — говорит Лаурия.
Задача, стоявшая перед журналистами, работавшими над созданием этого специального выпуска и других репортажей, опубликованных ими впоследствии, заключалась в том, чтобы сделать историческую журналистику, один из самых всеобъемлющих публицистических жанров, доступной широкой публике. Результатом нашего стремления расширить аудиторию стало появление на свет подкаста Cuenta la invasión («Глас вторжения»). Кроме того, мы разместили на Панамской книжной ярмарке специальную кабину, где люди могли записывать свои свидетельства и рассказывать, как они пережили этот период вторжения. Год спустя эти записи стали частью фондов Музея современного искусства Панамы.
И распространение информации на этом не закончилось. Соучредитель Colectivo Concolón уверяет, что, поскольку вторжение США не рассматривается в рамках школьной программы этой центральноамериканской страны, они решили создать графический роман, чтобы привлечь внимание молодежной аудитории. «Наша цель заключалась в том, чтобы донести информацию до наибольшего количества людей, поэтому мы решили действовать во всех направлениях, где мы могли представить один и тот же журналистский продукт (в разных форматах), чтобы расширить аудиторию», — говорит она.
Исходя из мнения о том, что журналистика является общественной услугой, Лаурия объясняет, что Revista Concolón поддерживает связь с различными дисциплинами, чтобы строить свою журналистскую коммуникацию на основе гуманности, близости и эмпатии. «В «Панамских документах» нам приходится работать со специалистами в сфере программного обеспечения и информационных технологий, инженерами, которые управляют огромным количеством данных. В то же время, в процессе создания такого специального выпуска, как Duelo, затрагивающего темы исторической памяти, правды и справедливости, необходимо было придать историям эмоциональную интенсивность и широкий резонанс, поэтому в этом случае требовался творческий подход», — говорит Лаурия.
Влияние пандемии COVID-19 на аудитории
В 2020 году, с появлением коронавируса COVID-19 в Панаме, журнал Revista Concolón столкнулся с новым вызовом: рассказать о влиянии пандемии инновационным способом. Так появилась на свет «Пандемия» — специальный выпуск, состоящий из нескольких частей, из которого читатели могли узнать о существенном росте гендерного насилия в период карантина, особенно в социальных сетях. Или о том, как независимые работники латиноамериканского региона, получившие всего лишь незначительную государственную помощь, страдали от стресса на работе.
Журналисты Concolón также прошлись по городу Панама, проанализировав ситуацию с гендерной точки зрения, чтобы показать, как в городском дизайне приоритет отдается мужским потребностям, лишая внимания женские нужды. Они также выступили с осуждением того, что 47 тысяч панамских детей и подростков в конечном итоге потеряли весь учебный год из-за государственной политики, согласно которой образование должно быть дистанционным и онлайн по всей стране, без учета реалий отдаленных населенных пунктов.
На основе этой публикации был записан подкаст под названием «Пандемия ЛГТБИ», в котором члены этого сообщества рассказывали о том, как принятые правительством меры негативно сказались на их жизни. «В Панаме был введен «сухой закон» и дни для (выхода) мужчин и женщин. Результатом стала значительная дискриминация трансгендерных лиц, когда они выходили из дома в «женский» день, их просили предъявить удостоверения личности и не пускали в супермаркеты, а если они выходили в «мужской» день, им приходилось слушать всевозможные оскорбления в свой адрес (…). Это был довольно сложный год для представителей этого коллектива», сокрушается Лаурия.
Нестандартный путь
Имеющим нишевую аудиторию (средний класс, городские жители, студенты университетов) журналистам, специализирующимся на «жестких» темах, таких как отмывание денег, права человека, силовые структуры и т. д., и работающим в отрасли, привыкшей измерять успех расследований увольнениями должностных лиц и открытием судебных дел, бывает трудно достучаться до широкой публики.
Для коллектива журнала Revista Concolón это всегда является актуальной задачей. С целью представить наши истории в других форматах и не остаться наедине всего лишь с лояльной аудиторией, нами вырабатываются всевозможные альтернативы. В этом направлении нами были предприняты такие инициативы, как проведение более тридцати бесед и гражданских форумов, а также «Недели истории журнала Concolón» (было приостановлено во время пандемии), в дополнение к книгам и подкастам.
На сегодняшний день бизнес-модель нашего цифрового СМИ основывается на разработке проектов. Мы работаем всем коллективом, без отдела новостей, зная, что это довольно нетипично в нашей отрасли. «Это редкий случай, потому что большинство хочет создать свою компанию и сразу же заняться ее позиционированием. Мы, в силу местных условий и особенностей самих участников, пошли другим путем. Этого требовала ситуация, существовала необходимость в создании чего-то устойчивого (…), и мы были очень уверены в сделанном нами выборе, потому что направление каждого из наших новых проектов в какой-то степени определяется выполненной ранее работой. Мы никуда не спешим», – заключает Лаурия.