Интервью Марины Паласиос с Синди Рехидор и Катрин Эстрадой.
Синди Рехидор, журналистка Confidencial, одного из главных независимых СМИ в Никарагуа, рассказывает нам в интервью о своем новом проекте Migrants («Мигранты»), нацеленном на никарагуанскую аудиторию в изгнании. Катрин Эстрада, журналистка и её коллега по команде Migrants, также делится в интервью своим опытом.
«Мы говорим как о недавней волне миграции, о десятках тысяч людей, уехавших из-за социально-экономического и политического кризиса 2018 года, так и о сообществах экономических мигрантов, которые уезжали волнами, на протяжении 70-х, 80-х и 90-х годов».
С 2018 года Никарагуа переживает серьезный политический кризис, который отправил в изгнание более 88.000 никарагуанцев, в основном осевших в Коста-Рике, Панаме, Мексике, Соединенных Штатах и Испании. Чтобы удовлетворить потребности в информации этой новой национальной аудитории, и родилась идея газеты «Confidencial» в Никарагуа и проекта «Migrantes», которые теперь обеспечивают возможность доносить информацию до все более многочисленного сообщества, стремящегося сохранить связь со своей родиной.
М.П .: Что из себя представляет «Confidencial» и что это за проект «Мигранты»?
С.Р .: «Confidencial» — это никарагуанское средство массовой информации, которое в основном занимается освещением актуальной ситуации, но оно также служит источником аналитики, рефлексии, публикует обстоятельные журналистские расследования и репортажи. Тематика в основном связана с политикой и экономикой. Мы также поднимаем вопросы, связанные с правами человека и социальными проблемами.
«Confidencial» — одно из самых авторитетных и заслуживающих доверия СМИ, которым руководит журналист Карлос Фернандо Чаморро. У нас есть несколько продуктов: еженедельный выпуск confidential.com.ni, две телевизионные программы, которые в настоящее время транслируются только через канал YouTube, потому что правительство Никарагуа запретило нам появляться на ТВ каналах. У нас есть журнал о стиле жизни под названием NIÚ, у нас появились радиопрограммы, а также новый проект «Migrantes», цель которого — постоянно и всесторонне освещать новости для сообщества мигрантов-никарагуанцев в разных странах: Коста-Рике, США, Испании и др.
М.П .: Как это выглядит на практике?
С.Р .: Больше годы мы последовательно и целенаправленно освещаем проблемы, которые интересуют никарагуанское сообщество мигрантов и тех никарагуанцев, у которых есть родственники, друзья и любимые, которые вынуждены жить в других странах. Наша цель — информировать читателей о происходящем через призму личных историй людей из этого сообщества, их опыта преодоления проблем и решения задач. Речь идет как о недавней волне миграции, о десятках тысяч людей, уехавших из-за социально-экономического и политического кризиса 2018 года, так и об экономических мигрантов, которые уезжали волнами на протяжении 70-х, 80-х и 90-х годов. Мы рассказываем не только о том, как мигранты живут в условиях пандемии Covid-19, о проблемах трудовой эксплуатации, о зыбком статусе иммигранта, о легализации, но и об историях успеха. Рассказываем, как мигранты-профессионалы встают на ноги в чужих странах — например, о парне, который вместе с группой ученых из Великобритании занимается картированием человеческого сердца, или о молодой женщине, обладательнице кандидатской степени в области финансов, которая начинает блестящую карьеру в американской академической среде.
М.П. : Не расскажите о каких-нибудь открытиями?
К.Э .: Лично я присоединилась к команде, потому что считаю себя частью мигрантского сообщества. Мы ощущали необходимость заявить о нем и найти ему место в мире. Когда я делала свои репортажи, я заметила, что, рассказ о том, что с ними происходит, — часть процесса исцеления от травмы.
Я думаю, что, информируя читателей, рассказывая о ситуации, об отрицательных или положительных моментах, связанных с иммиграцией, мы многому научились. Как те, у кого мы брали интервью, так и я сама как журналистка. Мы поняли, что сама возможность проговорить и описать свою ситуацию помогает людям идти дальше. Это то, на чем мы фокусируем внимания при написании материала – показать альтернативу, найти ответ или сформулировать месседж, которые обнадеживают или дают какие-то ориентиры. Думаю, это помогло и мне — как журналисту и как мигранту.
М.П. Какова ваша ближайшая задача?
C.Р.: Я хотела бы добавить, что журналистика пытается рассказать о том, что еще не было рассказано, в новом ракурсе и с новым подходам, обнаружить те истории, которые, возможно, не были достаточно изучены. И мне радостно думать о той работе, что мы проделали за год. Мне также нравится убеждаться всякий раз в том, что существует множество историй, которые заслуживают того, чтобы их рассказали, но они обделены вниманием, именно потому, что они про мигрантов, про то сообщество, которое и в Никарагуа, и на новом месте проживания просто не замечают. Так что для меня большая радость находить эти истории, чувствовать отношение к ним людей и видеть их реакцию на них.
И задача состоит в том, чтоб это действительно стало медийным продуктом, в котором возникнет потребность, который станет частью повестки СМИ. И не только частью медиа-повестки «Confidencial», но и других СМИ тоже, чтобы обратить внимание на те темы и проблемы, которые в нём нуждаются. И, надеюсь, в том числе внимание государственных органов, разрабатывающих стратегии, связанные с мигрантами. Недавно, например, мы обнаружили, что у 52 000 никарагуанцев в Коста-Рике истек срок действия «удостоверения беженца», и это доставляет им массу проблем. И мы бы хотели добиться своим материалом того, чтобы компетентные органы сказали: «мы должны найти способ, как решить эту проблему побыстрее».