Энрике Гастеаcоро, Генеральный директор никарагуанского медиа Confidencial, рассказывает как он попал в журналистику через социальное предпринимательство и делится идеей о том, как независимые медиа могут способствовать структурным изменениям в обществе.

Confidencial — это независимое медиа в Никарагуа, известное своей критической и исследовательской журналистикой. Их миссия— способствовать общественным дебатам.

В последние годы обучения в университете на факультете Политологии и Экономики в Вашингтоне, с 2006 по 2008 год, я сильно разочаровался в возможностях, которые открывались передо мной как перед профессионалом. Я начал понимать, что преобладающая часть предложений на ярмарках вакансий — таких как инвестиционно-банковское дело, лоббирование крупных корпораций и консалтинг — сильно отличались от стремления быть полезным обществу, которое моя мать прививала моим сестрам и мне в раннем возрасте.

Я помню, как она всегда повторяла нам, что будет счастлива, если мы посвятим себя чему-то полезному для других людей. Проблема заключалась и в том, что я стал терять веру в то, что до того момента казалось единственным вариантом — что можно вносить свой вклад в структурные изменения общества исключительно через сектор международных и многосторонних организаций, таких как ООН, Всемирный банк или Межамериканский банк развития. Я начал подозревать, что область экономического развития была не более чем предохранителем для неустойчивых структурных условий развития общества.

Этот момент решительно подтолкнул меня к предпринимательству и, в частности, к предпринимательству с социальной целью. В то десятилетие были основаны Facebook, Twitter и YouTube. Мои коллеги, изучавшие предпринимательство, наперебой повторяли знаменитую мантру Сэмюэля Беккета «Пробуйте и терпите неудачу, но не прерывайте ваших стараний». Так я осознал, что хочу направить свою энергию на решение экономических, политических и социальных проблем, которые волнуют меня, не спрашивая разрешения властей и не согласовывая с ними, где мне публиковаться.

Именно в то время профессор Фарук Табак, перед своей преждевременной кончиной во время моего последнего семестра, начал учить меня, что социальные и контекстные миры вокруг нас — их слова, идеи, культуры, законы, дисциплины, мифы, структуры и институты — на самом деле являются продуктом нашего разума, индивидуального и коллективного. Он призывал меня включать голову, отыскивать и создавать альтернативные варианты во всем, от способов восприятия и ведения бизнеса до способов восприятия политики и предоставления общественных услуг. Это видение закрепилось во мне еще сильнее профессором Робертом Мангабейра Унгером, когда я вернулся к учебе более десяти лет спустя.

В 2016 году я работал с голландской НПО над проектами по правам человека и расширению экономических возможностей в Центральной Америке. В этом контексте у меня была возможность ближе познакомиться с работой независимых СМИ в регионе, таких как El Faro из Сальвадора — первой цифровой газетой в Латинской Америке, основанной в 1999 году — и Nómada из Гватемалы. Благодаря безоговорочной поддержке моих менеджеров и координаторов, а также еще одной партнерской НПО из Нидерландов, мы смогли разработать и реализовать пилотный проект с участием этих двух СМИ и Confidencial в Никарагуа.

Мы сформировали команду журналистов-менеджеров с опытом работы в крупных и успешных региональных медиа. Координатором выступил Латиноамериканский Центр Конкурентоспособности и Устойчивого Развития при INCAE в Коста-Рике. Мы проанализировали бизнес-модели этих медиа, изучили их рынки и дали ряд рекомендаций для повышения их значимости и силы влияния. Для меня самым важным выводом было то, что независимые СМИ, посвятившие себя качественной журналистике и призванные служить обществу, по своей природе являются социальными предприятиями и могут способствовать структурным изменениям в обществе.

С тех пор меня неизменно привлекала миссия независимых медиа и качественной журналистики, работающих на благо общества. Я, не задумываясь, согласился, когда в конце 2017 года мне представилась возможность полноценно поработать с изданиями Confidencial и Nómada. Когда в 2018 году разразилось Апрельское Восстание, я сосредоточил все свое время и внимание исключительно на Confidencial. С тех пор наше медиа постоянно развивается, адаптируется, чтобы продолжать привлекать власти к ответу, документирует новейшую историю, охватывая еще большую аудиторию в Никарагуа, благодаря цифровым платформам.

Уже больше года мы пытаемся вернуться к вещанию на телевидении, потому что понимаем, что именно через ТВ мы можем достичь большую часть населения. Но цензура Ортеги-Мурильо по-прежнему душит нас в этом критически важном канале распространения информации. К экономическому, политическому и социальному кризису, вызванному насилием режима, добавляются глобальная пандемия и преступная халатность Никарагуанского государства. Абсолютно все сферы деятельности нашего медиа, от организационных до финансовых, от информационных технологий до безопасности, страдают от этого кризиса.

Если не считать выпуск нашего печатного журнала, который должен был быть опубликован 16 декабря 2018 года, буквально через несколько дней после полицейского рейда редакции и силовой конфискации этого выпуска, режим никогда не прерывал нашу работу. Мы быстро поняли, что наша устойчивость и способность приспосабливаться основаны на солидарности аудитории, других СМИ и журналистов, коммерческих и институциональных партнеров, непоколебимой приверженности нашей команды нашей миссии, а также на источниках, доверяющих нашей журналистской работе.

Так мы находили необычные, но безопасные места для работы, получали компьютеры от благотворителей, нас тепло принимали за границей, когда для продолжения работы часть команды была вынуждена выехать за пределы Никарагуа, независимые медиа предлагали нам свою помощь в трансляции нашего контента, наша цифровая аудитория присоединялась к нашей кампании в поддержку независимой журналистики, а полицейские и другие госслужащие осмеливались делиться с нами своими историями. Все это, а также многое другое, со временем станет частью нашей истории.

Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы еще лучше выполнять свою миссию, и отдаем себе отчет в том, что являемся социальным предприятием. Наша работа направлена на свободу выражения мнения, свободу прессы и доступа к информации — основные права, которые, в свою очередь, способствуют полной реализации других прав, без которых немыслимо процветание человечества. Мы понимаем, что для расширения прав и возможностей граждан, а также стимулирования общественных дебатов, недостаточно заниматься качественной журналистикой.

Мы и дальше продолжим все увереннее и смелее экспериментировать с используемыми моделями журналистики, устойчивого развития, взаимодействия с аудиторией, технологиями, моделями организации, внутреннего управления и сотрудничества с другими СМИ. В то же время, оставляя так много пространства для коллективного и творческого процесса создания, разрушения и повторения — инноваций — мы реализуем трансцендентные решения, которые определяют нашу сущность. Мы —  это доступное и бесплатное медиа для общественности, потому что считаем, что все люди должны иметь доступ к надежной информации и качественному анализу. Мы — это медиа, которое будет постоянно развиваться вместе со своим сообществом. Запуск нашей Членской Программы — шаг в этом направлении, и мы верим, что наша аудитория будет идти вместе с нами.

Энрике Гастеасоро, Генеральный директор Confidencial, Никарагуа
Эта статья изначально была опубликована на сайте Confidencial

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *