Работа журналистов на массовых мероприятиях сопряжена с большим количеством рисков. В ряде стран в законодательстве о СМИ прописаны требования к внешнему виду репортеров. Они должны обозначать себя каким-либо образом — это могут быть специальные жилеты с надписью «Пресса», специальные бейджи, значки или все сразу. О том, что как минимизировать риски работая на массовых мероприятиях, и почему надо защищать в первую очередь голову, а потом камеру рассказала Светлана Валько, Crises Response Manager, International Partnership for Human Rights.

Активисты-гомофобы избили журналистов во время неудавшегося Марша достоинства в защиту прав LGTB-сообщества в Грузии, 5 июля 2021 г. Фото: Дэвид Пипиа, JamNews

Когда журналист идет освещать на массовое мероприятие, то совместно с редакцией ему необходимо обсудить меры его безопасности. Если же это фрилансер, то ему необходимо самостоятельно предварительно оценить ситуацию со всех сторон. Журналисты глубоко погружены контекст того, что происходит в их стране. Они знают какие риски были раньше, существует ли агрессия со всех сторон участников процесса. Поэтому, решение обозначать себя как журналиста или нет должно приниматься исходя анализа ситуации в целом. 

— Мои два правила для журналистов, которые любой редактор должен ставить перед тем, как отправить на массовое мероприятие: первое — человек не должен нарушать закон в любом его виде и любой закон, работать нужно только в правовом поле и никак иначе. Второе — нет такого материала, который стоит здоровья или жизни журналиста!, — подчеркнула Светлана Валько. — Чаще всего, в разных странах обозначение себя как журналиста скорее помогает, чем мешает выполнять работу.  

В данном случае мы говорим только о мирном протесте, о демонстрациях, маршах, массовых мероприятиях или беспорядках. И не рассматриваем поведение журналистов во время военного конфликта. Во время уличных акций журналист может столкнуться с несколькими группами: с теми, кто выступает за что-нибудь (собрание), с теми, кто против (контр-собрание), и, конечно, также силовиками. Необходимо хорошо понимать, из кого эти группы состоят и  как относятся к журналистам.  

Даже если есть угроза со стороны силовиков, но есть условно положительное отношение со стороны собрания или контр-собрания, то в данном случае имеет смысл надевать жилет и отражатели и всё, что может идентифицировать сотрудника СМИ. Иногда есть смысл не обозначать свое медиа, кроме как на бейджике, потому что к некоторым изданиям может быть больше агрессии от участников событий. Еще один фактор почему не стоит пренебрегать специальной экипировкой для медиа: работу журналиста в целом регулирует закон, где прописано, какие могут быть наказания и последствия за воспрепятствование профессиональной деятельности. В целом, если журналист не вмешивается в конфликт и только делает свою работу, то зачастую к нему  довольно лояльное отношение со стороны собравшихся. 

— Но в любом случае у каждой редакции или организации всегда должен быть быстрый план как оценить риски конкретного момента. Бывают ситуации, когда преследованию подвергаются именно журналисты, и тогда,  кто успел снять с себя экипировку, тому повезло. Но, к сожалению, представители телеканалов, например, не могут быстро свернуть камеры и аппаратуру или снять с них логотипы, — подчеркивает эксперт.

Полиция пытается защитить журналиста телекомпании «Формула» Рати Цвераву, которого избивают агрессивные группы. Фото: «Интерпрессньюс». 5 июля, Грузия

Редакция полностью несет ответственность за сохранность своих сотрудников, работающих на массовых мероприятиях. И даже если журналист рисковый человек и адреналинщик, то задача редактора его ограничить. Существует три пункта, которые помогут журналисту безопасно делать свою работу.

1. Стратегия

Тут могут быть различные варианты и каждая редакция определяет стратегию самостоятельно. Журналисты работают полностью официально, полностью экипированы, имеют с собой аккредитации и редзадания. При возникновении любой проблемы есть адвокат или редактор, которому необходимо звонить. Редакция может выбрать стратегию полной анонимности, но тогда журналист должен уметь сливаться с толпой, хорошо знать местность и обладать достаточной физической подготовкой для того, чтобы в случае опасности, например, запрыгнуть вовремя на балкон здания. Если у редакции есть средства, рядом с основным местом действия можно снять апартаменты или отель с видом, снимать сверху и в случае опасности туда прятаться. Можно выбрать стратегию не работать в толпе. Корреспондент не находится в толпе, снимает на расстоянии и наблюдает за всем со стороны. Еще один вариант стратегии — посменная работа корреспондентов. Первые два часа один человек работает, затем его сменяет другой. Можно работать в паре. Один снимает, второй следит за его безопасностью и при необходимости изолирует его, звонит редактору или адвокату. 

Главное в выборе стратегии не то, что делать, когда журналист уже пострадал или его задержали, а как сделать так, чтобы этого не произошло.

2. Экипировка

Редакции следует не только решить будет ли журналист в специальном жилете и с бейджем, но и как ему защитить свою голову, глаза, руки и ноги. В идеале в редакции должен быть небольшой набор для журналиста, который идет работать в поле. Туда стоит положить светоотражатель, фонарик, одноразовый телефон с номером адвоката, защитный шлем, возможно, очки и какие-то еще вещи, которые помогут защититься если будет насильственный разгон протеста. Нелетальное оружие, которое довольно часто используется, наносит сильный вред организму, поэтому следую понимать, какое используется именно в вашей стране и что может от него защитить или хотя бы помочь минимизировать урон.

Журналисты в Беларуси протестуют против насилия со стороны полиции в отношении своих коллег. Беларусь, сентябрь 2020 г. Фото: Еврорадио

3. Навыки

Многие журналисты часто задаются вопросом — где та грань, когда еще можно снимать, а когда уже пора бежать? И тут нет однозначного ответа. Журналисты, которые работают на массовых акциях, должны проходить тренинги по безопасности или хотя бы совместно с редакцией обсуждать возможные ситуации и дальнейшие действия в случае их возникновения. Чтобы понять, что начинается какая-то агрессивная заварушка, нужно знать как ведут себя участники. Если силовики смыкают ряды, поднимают щиты или надевают каски, очевидно, сейчас что-то будет. Если лидеры протеста натягивают балаклавы — сейчас что-то будет. Безусловно, это что-то необходимо зафиксировать, но надо помнить, что позиция журналиста в идеале быть немного впереди толпы, сбоку или сверху, а не внутри нее. Если же корреспондент оказался в толпе, то ему необходимо придерживаться темпа и стиля этой толп, чтобы не затоптали. Опять же не стоит забывать, что фиксируя акт насилия, например, со стороны силовиков к протестующим, с близкого расстояния журналист вызывает агрессию по отношению к себе и лучше все же находиться на расстоянии. И современные технологии тут в помощь, потому что сейчас на телефон возможно снять ничуть не хуже, чем на профессиональную камеру. 

— И самое главное, пожалуй, о чем должны думать и редактор и журналист, работая на массовом мероприятии, — новую камеру, какой бы дорогой она не была, купить можно, а вот новую голову вряд ли. Собственная безопасность всегда должна стоять на первом месте, — подытожила Светлана Валько.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *