Тема политических заключенных в странах с недемократическими режимами, к сожалению, сегодня очень актуальна. Говорить о ней очень сложно, но журналисты белорусского Еврорадио смогли подобрать новый формат. Проект Love story — серия коротких видеороликов с историями людей, чьи любимые оказались политзаключенными. Продюсер проекта Мария Колесникова рассказала Colab Medios Project, как придумали «Любовные истории», как снимали, рискуя собственной свободой, на что рассчитывали и что в итоге получили.
Проект Love story придумала наша журналистка Анна. Предпосылками стало то, что в прессе часто появлялась информация о том, что кто-то, например, женился, находясь в тюрьме, кто-то начал переписываться с политзаключенным и у них завязались отношения. Мы решили, что это очень классный кейс и проект будет интересен и нам самим, попробовать что-то новое, и нашей аудитории. Мы решили собрать совершенно разных героев, разных возрастов, с разным статусом: есть герои которые были в браке уже 25 лет и нажили много детей, а кто-то расписался когда один уже попал за решетку. Мы решили собрать именно любовные истории и рассказать как люди ждут своих любимых, какие чувства и эмоции переживают, как поддерживают друг друга и как любовь помогает преодолеть тюремное заключение.
Нам показалось что формат небольших видео до семи минут будет интересен и нам, и зрителям. Тексты читать пришлось бы долго, потому что это полноценные лонгриды, а в видео за это время мы сможем максимально доступно и четко рассказать истории наших героев. И в результате не ошиблись. Проект пользовался большой популярностью. Мы получили очень много фидбэков от слушателей и сами герои были очень довольны, некоторые звонили нам и благодарили потом. В основном люди сочувствовали всем, это были очень живые и эмоциональные комментарии, со словами поддержки и восхищения героями, а также что благодаря таким историям верят в любовь.
Видео публиковались везде: на нашем сайте, в ютубе, во всех соцсетях и в телеграме. Самая благодатная аудитория оказалась в инстаграме и в фэйсбуке. Там было наибольшее количество реакций и комментариев на истории.
Ютуб для нас новая площадка, мы с ней только учимся работать и у нас есть пробелы в работе с рекламой там. С Love story у нас, к сожалению, не получилось того выхлопа, которого хотелось. В том же инстаграме некоторые видео набирали и по 14 тысяч просмотров, против 3-4 на ютубе. Мы таргетировали посты на мужчин и женщин от 37 до 54 лет и в основном, все-таки женскую аудиторию такие истории больше цепляют, они больше смотрели видео и чаще оставляли какие-то комментарии.
Проект Love story имеет продолжение — «Режим ожидания», где мы теперь рассказываем про родителей, чьи дети стали политзаключенными. Мы не сильно изменили подход в работе с аудиторией, но теперь закладываем в бюджете продвижение видео в ютубе. И от этого есть результат — количество просмотров стало увеличиваться и некоторые видео уже набирают по 12-14 тысяч. Плюс тема родительства более обширна, чем любовные истории. Мне кажется, тема материнства, взаимоотношений отцов и детей откликается у аудитории значительно сильнее, ведь все мы чьи-то дети.
Реализовывать эти два проекта очень сложно. И журналисты, и операторы, да и сами герои идут на риски. Люди боятся рассказывать о своих близких, находящихся за решеткой, потому что тем самым могут им навредить. Трое операторов, которые сначала соглашались снимать в рамках Love story, отказались работать, потому что боялись, что их могут в какой-то момент задержать и отобрать всю технику.
В конце мы всегда даем адреса тюрем, куда можно писать письма. Для заключенных письма — это очень важная коммуникация с внешним миром, а если там еще и слова поддержки, то это неоценимо. После публикаций нашим героям помогали волонтеры и небезразличные белорусы: продуктами, детским питанием, деньгами. На выпуск «Режима ожидания» про Виталия Шишлова обратила внимание лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич, просила контакт его мамы. Проект стал глобальным привлечением внимания к проблеме малоизвестных политзаключенных. О многих из них рассказали только мы.
Нам как медиа важно показать разные истории, каждая из которых будет уникальна, но при этом, все вместе они дают более объемное представление о том, какая сейчас складывается ситуация в белорусском обществе и какая атмосфера в стране в целом. Я не могу сказать, что благодаря Love story как-то увеличилась аудитория нашего сайта, нет. Такие проекты помогают медиа быть на хорошем счету у пользователей, показывают, что в Беларуси еще жива независимая журналистика, которой можно доверять.