El Faro (Маяк)— одна из главных журналистских организаций в Сальвадоре (и регионе), которая занимается смелой и независимой журналистикой, несмотря на постоянные нападки и давление.

В последние десятилетия в Сальвадоре сложилась весьма враждебная для работы журналистов обстановка, но самую большую угрозу для прессы, судя по всему, представляет собой президент страны с 2019 года Найиб Букеле. Глобальная сеть журналистов-расследователей (GIJN) сообщает: «Букеле выслал из Сальвадора, редактора El Faro Даниэля Лисаррагу, гражданина Мексики, а также отказал в разрешении на работу Роману Оливье Гресье, американскому журналисту из El Faro English, заявив, что известная цифровая  газета, обладатель многочисленных наград, фабриковала «пасквили, в которых нет достоверности ни на йоту». (GIJN опубликовал статью «Расследование под атакой: смелая журналистика El Faro в Латинской Америке»). Нападки, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам El Faro, варьируются от угроз смерти и подозрительных автомобилей, преследующих журналистов, до ложных уголовных обвинений и финансовых проверок.

Хотя Букеле поддерживал журналистские методы El Faro в годы, предшествующие его президентству, все изменилось, когда ресурс опубликовал расследование, в котором утверждалось, что члены администрации Букеле заключили политические соглашения с Мара Сальватруча (МС-13), крупнейшей преступной группировкой в Сальвадоре. С тех пор на эту онлайновую газету обрушилась мощная волна атак, которая, похоже, только нарастает.

El Faro всегда исследовал проблему организованной преступности и ее различных составляющих: тюрьмы, банды и причины легитимизации насилия. В период с 2010 по 2016 год команда под названием «La Sala Negra» проделала наиболее полное исследование этого вопроса, которое включало в себя в том числе точки зрения самих членов банды, поскольку журналисты завоевали их доверие и смогли взять у них интервью. Методы расследования El Faro обычно следуют классической стратегии погружения в тему, что позволяет журналистам строить прочные отношения с источниками. Из-за финансовых ограничений El Faro начинался как цифровой ресурс, при том, что изначальной целью основателей был переход на печатную версию. Однако этого так и не произошло, а первоначальное внимание к цифровым технологиям оказалось благом, позволив команде сосредоточиться на журналистском контенте и административных аспектах.

В материале GIJN говорится: «Одним из ключей к успеху El Faro стали его команды расследователей, которые формируются для изучения важных для людей сюжетов и для отслеживания региональной динамики преступности. Репортеры годами сосредотачиваются на той или иной теме, тратя много времени для углубленного поиска материала и отбора серьезных источников». Исследовательские проекты разрабатываются группами от пяти до десяти человек, которые договариваются о теме и потом ищут учреждения для финансирования своей работы. Помимо статей, публикуемых в Интернете, команды также выпускают книги, документальные фильмы и подкасты. Недавно они совместно с La Jaula Abierta выпустили документальный фильм «Такое нельзя простить», посвященный борьбе заключенных в тюрьму членов сальвадорских банд за право открыто признавать свою гомосексуальность.

«В длинном списке наград, которые получили El Faro и его журналисты, есть самые престижные в США и в испаноязычном мире премия Марии Мурс Кэбот, премия Хиллмана, премия Ортеги-и-Гассета и премия короля Испании», осообщает GIJN. Марсела Турати, известная мексиканская журналистка, получившая награды за свою работу о насильственных исчезновениях, внимательно следила за работой El Faro и, по её  словам, стиль повествования команды «впечатляет и в то же время его отличает строгое следование жанру расследования. Это одна из его основных характеристик». Чтобы отметить работу коллектива этого средства массовой информации, Фонд Габо, который поддерживает и продвигает журналистику в Латинской Америке и Испании, впервые наградил всю организацию премией за выдающиеся достижения в области журналистики в 2016 году.

В дополнение к некоторым уже упомянутым нападкам, таким как преследование журналистов и ложные обвинения, правительство Сальвадора теперь также пытается атаковать независимую журналистикув  целом, предлагая новый закон, направленный на контроль за финансированием НПО и СМИ. Если Букеле удастся провести этот новый закон, для El Faro, несомненно, это будет иметь негативные последствия.

9 ноября 2021 года министр внутренних дел Сальвадора объявил о проекте нового Законе об иностранных агентах, который, по мнению правительства Сальвадора, «гарантирует прозрачность» и «сохранит социальную и политическую стабильность». Однако, как утверждают группы по созданию гражданского общества, цель закона состоит в том, чтобы ограничить работу и сократить финансирование независимой прессы.

Закон потребует, чтобы лица и организации, деятельность которых «отвечает интересам иностранного гражданина или финансируется прямо или косвенно иностранными гражданами», регистрировались в качестве иностранных агентов и подвергались государственным проверкам, хотя в законе не указаны пределы этих действий. Новый сорокапроцентный налог также будет применяться ко всем иностранным платежам зарегистрированных иностранных агентов, даже если получателями являются некоммерческие организации. Отсутствие регистрации или несоблюдение какого-либо положения Закона об иностранных агентах может привести к аннулированию юридического статуса и штрафу в размере до 10 000 долларов США.

Комитет по защите журналистов также описывает этот новый законопроект и объясняет, как он может повлиять на СМИ. По словам Рут Лопес, юриста Cristosal, сальвадорской правозащитной организации, «закон направлен на контроль за попытками прессы и других организаций содействовать подотчетности властей и борьбе с коррупцией, а также будет стигматизировать людей, получающих международные средства для своих проектов».

Карлос Дада, основатель El Faro, признает, что из-за давления на  его газету «будущее весьма неопределенно». По словам журналиста Оскара Мартинеса из El Faro, «сейчас даже подумать невозможно, что мы замолчим или что перестанем делать свою работу. Я думаю, в других широтах были и есть наши коллеги, которым приходилось сталкиваться с ещё более темными, опасными и длительными препонами, но они упорно шли вперед несмотря ни на что, понимая, что журналистская профессия не нечто проходное: она фундаментальный элемент жизни и является важной опорой в построении правильного, достойного и справедливого общества, и свою работу мы понимаем именно в этом ключе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *