Новости Донбасса — одно из немногих медиа, которое работает и на украинской, и на подконтрольной России территориях региона. Как им это удается, как получается сохранять объективность и доверие читателей, рассказал шеф-редактор издания Богдан Каркачев.
Мы работаем на всей территории Донбасса. У нас есть свои люди, можно даже сказать корпункты, в Славянске, Краматорске и Мариуполе — это подконтрольные правительству Украины территории. Также мы работаем в Донецке. Там приходится действовать, скажем так, непублично и «неофициально». Мы не подавали документы и не делали никаких аккредитаций в так называемом министерстве информации ДНР, потому что в Украине эти структуры не признают. Если бы наша редакция подала заявку, то это можно было бы трактовать как легитимизацию подконтрольной территории и в Украине это было бы воспринято очень негативно. К тому же, многие из команды не согласились бы на это. Для нас очевидно, что есть журналистская обязанность — добыть информацию, но когда конфликт у тебя дома происходит, то все сложнее и очень трудно придерживаться нейтралитета в этой ситуации.
Непредвзятость в условиях военного конфликта, наверное, в большей мере, — человеческий фактор. У нас довольно устоявшийся коллектив, люди примерно с одинаковыми взглядами, мы разделяем похожие мнения, придерживаемся схожих позиций относительно гуманности и прав человек. Да бывают какие-то споры и даже разногласия, но в основных моментах и ключевых вопросах мы сходимся. Наверное именно это нам и позволяет оставаться журналистами, а не военными корреспондентами, и не занимать никакую сторону конфликта. Мы стараемся максимально проверять всю поступающую к нам информацию, и неважно, из каких она источников. Мы в редакции стараемся ко всему относиться с определенной долей недоверия и по максимуму проверять все данные.
Самое сложное в работе — это доступ к информации на подконтрольной России территории. Я и мои коллеги, которые выступают публично и высказывают свое мнение о конфликте, не можем поехать в Донецк потому что на первом же блокпосту нас могут задержать и арестовать. И мы будем сидеть там в тюрьме и в лучшем случае уповать на обмен пленными, который неизвестно произойдет или нет. Те, с кем мы сотрудничаем на подконтрольной территории, тоже сильно рискуют. Безусловно мы стараемся их обезопасить — не раскрываем данных, используем только закрытые каналы коммуникаций, но все равно существует вероятность, что их могут задержать так называемые силовики. Когда человек в общественном месте ходит и снимает что-то, фотографирует, общается с жителями — это вызывает подозрение у силовых структур. Были случаи, когда корреспондентов задерживали, но только до выяснения обстоятельств, потом сразу отпускали. Были ситуация, когда человека задержали и какое-то время допрашивали, но поскольку никакой по их мнению компрометирующей информации найти в том числе в телефоне не смогли, то отпустили. И хорошо, что все так благополучно закончилось, потому что отстоять себя в неправомерной ситуации практически невозможно. На неподконтрольной Украине территории нет ни общественных организаций, ни правозащитных, а распространить информацию через соцсети, например, тоже непросто из-за довольно большого объема ограничений.
На неподконтрольной территории люди боятся разговаривать с журналистами особенно если это какая-то чувствительная информация. Часто готовы рассказать только на условиях анонимности. Когда коллеги проводят опросы на улицах очень заметно, что зачастую люди говорят на камеру то, что от них хотят услышать. Те кто задают вопросы они же не представляются что из украинского издания, люди думают, что это местные республиканские медиа, поэтому озвучивают так называемую правильную точку зрения. Люди подстраивают свою публичную позицию под мейнстрим, который соответствует повестке. С Украинской стороны, все конечно значительно проще.
Новости Донбасса не единственное медиа, которое освещает обе стороны конфликта, и работает на обеих территориях региона. Но дело в том, что после 2014 года донецкий рекламный рынок был полностью потерян и работать сейчас очень тяжело. И это ударило по всем СМИ, некоторые не пережили этого.
У нас читателей примерно 50/50 с обеих сторон, плюс те, кто переехал т.е. выходцы с Донбасса. Наиболее популярны у аудитории, конечно же, новости, особенно те, что связаны с неподконтрольной Украине территорией. Материалы о пунктах пропуска на линии соприкосновения, выплаты при переходе на украинскую сторону — такие темы набирают обычно очень много просмотров. Вообще мы в редакции любим экспериментировать с разными форматами, поэтому и видео делаем, и подкасты записываем, чтобы каждый читатель получил максимум информации в удобной для него форме. Очень хочется поэкспериментировать с тиктоком, он довольно популярен, но пока нет у нас человека, который готов бы был этим заниматься и взять на себя ответственность. Но надеемся, что все же получится и порадуем читателей еще одним современным форматом.
Для нас очень важно делать работу честно и правильно, показывать разные точки зрения, быть непредвзятыми. Если понадобится, то Новости Донбасса могут стать открытой площадкой для дискуссии для всех сторон.